ВходРегистрация
Main   ЗОЖ    ЗОЖ   Контакты  

Строение и функции кожи. Здоровье без лекарств. Блог

как сидеть правильно при беременности чтобы не болела спина

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

Самостоятельная работа. Познакомиться с формами сохранности ископаемых организмов, с классификацией органического мира, с общей характеристикой и систематикой простейших, с общей характеристикой класса саркодовые, подкласса фораминиферы.

Занятие 7. Изучение форм сохранности ископаемых организмов. Знакомство со строением раковин (ископаемых подкласса

фораминиферы. 

Оборудование: лотки с ископаемыми организмами различной формы сохранности, набором образцов фораминифер, лупы.

1. Изучить образцы различной формы сохранности: полную сохранность организмов, полную сохранность организмов с отпечатками мягкого тела, полную сохранность скелетных частей, псевдоморфозы по организмам, отпечатки, ядра. Дать определение каждой из форм сохранности.

2. Изучить следующие роды ископаемых фораминифер: Fusulina. Schwagerina, Nummulites. Познакомиться с описанием родов фораминифер, в тетради зарисовать |и дать краткую, характеристику каждому представителю рода.

Самостоятельная работа. Познакомиться с общей характеристикой и систематикой типа .кишечнополостные, класса коралловые полипы, с общей характеристикой подклассов хететиды, та-буляты, четырехлучевые кораллы класса коралловые полипы.

Занятие 8. Изучение кораллов подклассов табуляты и четырехлучевые кораллы.

Оборудование: лотки с набором табулят и четырехлуче-вых кораллов, шлифы табулят и четырехлучевых кораллов, микроскопы, линейки.

1. Изучить следующие роды подкласса табуляты: Favosites, Halysites, Syringopora и подкласса хететиды: Chaetetes.

В тетради зарисовать табуляты и хететиды, дать их описание по нижеприведенной схеме:

1) форма колонии (кустистая, массивная) 

2) форма кораллита (длинная, относительно тонкая трубочка);

3) поперечное сечение кораллита (круглое, округлое, сжатое с боков, многоугольное, неправильной формы);

4) взаиморасположение кораллитов в колонии. Кораллиты плотно прилегают друг к другу; соединяются узкими сторонами трубочек, образуя цепочки; расположены изолированно и соединены между собой тонкими горизонтальными трубочками;

5) внутреннее строение кораллита. Характер днищ (горизонтальные, вогнутые, воронковидные). Частота расположения днищ (расположены редко, часто). Наличие септ или шипов. Содержатся ли в стенках кораллитов поры.

В качестве примера приведем описание рода Favosites. Подкласс табуляты. Род Favosites.

Колония массивная, состоит из длинных тонких трубочек. Поперечное сечение кораллита многоугольное. Кораллиты плотно прилегают друг к другу. Внутри кораллита горизонтальные, часто расположенные днища, шипы. Стенки кораллитов имеют поры.

2. Изучить образцы четырехлучевых кораллов, найти все дополнительные элементы скелета: днища, септы, столбик, пузырчатую ткань.

3. Изучить следующие роды подкласса четырехлучевые кораллы: Bothrophyllum, Calceola, Lithostrotion, Lonsdaleia.

В тетради зарисовать четырехлучевые кораллы и дать их описание по нижеприведенной схеме:

1) коралл одиночный или колониальный;

2) форма кораллита (у одиночных — рогообразная, коническая, туфелькообразная, цилиндрическая; у колониальных цилиндрическая, призматическая, конусовидная); 

3) характер наружной стенки кораллита (гладкая, морщинистая, ребристая, с поперечными струйками нарастания);

4) размеры кораллита (высота, диаметр);

5) форма колонии (кустистая, ветвистая, массивная);

6) внутреннее строение кораллита. Днища. Форма днищ (плоские, выпуклые, вогнутые, волнисто-изогнутые). Септы (относительная длина септ доходит до середины кораллита, равна половине радиуса кораллита, септы разной длины). Столбик (осевая колонна) тонкий, толстый, сжатый с боков, простой или сложный. Пузырчатая ткань (ширина зоны пузырчатой ткани).

В качестве примера приведем описание рода Bothrophyllum.

Подкласс четырехлучевые кораллы. Род Bothrophyllum. Коралл одиночный, рогообразной формы. Наружная стерка кораллита покрыта глубокими морщинами, ребристая. Высота кораллита 7,5 см, диаметр 2,4 см. Днища многочисленны, волнисто изогнуты, септы многочисленны, некоторые из них доходят до середины кораллита, столбик отсутствует, зона пузырчатой ткани очень узкая.

Самостоятельная работа. Познакомиться с общей характеристикой и систематикой типа моллюски, класса двустворчатые моллюски, отрядов беззубые, расщепленозубые, разнозубые. 

Занятие 9. Изучение двустворчатых моллюсков. Оборудование: лотки с образцами двустворчатых моллюсков, линейки.

1. Познакомиться со строением раковин двустворчатых моллюсков. Расположить раковину двустворчатого моллюска макушкой кверху, передним краем вперед. Определить на раковине спинной и брюшной, край, передний и задний край, левую и правую створки. Рассматривая внутреннее строение раковины, найти замок (если он есть), мантийную линию, отпечатки мускулов.

2. Изучить следующие роды двустворчатых моллюсков: Отряд беззубые: Aucel, Inoceramus, Pecten, Ostrea, Gryphaea.

Отряд расщепленозубые: Trigonia. Отряд разнозубые: Cardium, Mactra.

Сделать в тетрадях описания по следующей схеме и рисунки раковин:

1) величина раковины, относительная толщина створок; 

2) общая конфигурация раковины;

3) раковина равностворчатая, равносторонняя;

4) замочный (спинной) край прямой, изогнут;

5) характер и степень выпуклости створок "(сильно-, средне-,слабовыпуклые, плоские, вогнутые);

6) макушка (величина, степень загнутости, направление наклона); 

7) раковина скульптурирована или гладкая (характер скульптуры раковины).

Для внутреннего строения раковины отметить: наличие замка и его строение; четко ли выражена мантийная линия; наличие и количество мускульных отпечатков, их относительную величину (присутствует ли отпечаток переднего и заднего мускулов или только один). 

В качестве примера приведем описание двустворчатого моллюска рода Aucella.

Отряд беззубые. Род Aucella.

Раковина 3,5 см в длину, округло-треугольного очертания, вытянута в ширину. Неравностворчатая, неравносторонняя. Спинной край сильно изогнут. Левая створка более выпуклая с сильно загнутой клювообразной макушкой, наклоненной к переднему краю. Макушка правой створки острая, незагнутая.

Раковина скульптурирована, скульптура состоит из тонких концентрических струек. Замок отсутствует. Мантийная линия выражена слабо. Отпечаток переднего мускула значительно меньше заднего

Самостоятельная работа. Познакомиться с общей характеристикой и систематикой класса головоногие моллюски, подкласса наружнораковинные и надотрядов наутилоидей, эндоцератоидей и аммоноидей.

Занятие 10. Изучение класса головоногие моллюски. Подкласс наружнораковинные, надотряды наутилоидей, эндоцератоидей и аммоноидей.

О б о р у д о в а н и е: лотки с набором родов наутилоидей, эндоцератоидей и аммоноидей, линейки.

1. Рассмотреть раковину наутилоидей, найти перегородки, шовную линию, сифонные трубки.

2. Изучить род наутилоидей—Orthoceras и род эндоцератоидей — Endoceras.

В тетради зарисовать раковины наутилоидей; эндоцератоидей и дать их описание по следующей схеме:

1) размеры раковины;

2) форма раковины (прямая, коническая, полусогнутая)

3) форма поперечного сечения раковины (круглая, овальная, эллиптическая, треугольная и т. д.);

4) скульптура раковины (гладкая, кольчатая, со струйками нарастания, продольно-ребристая, имеющая шипы);

5) перегородки, форма перегородок, их расположение (часто или редко); 

6) характер перегородочной линии (прямая, изогнутая);

7) длина воздушных камер;

8) сифонные трубки — узкие, широкие, короткие или длинные; 9) сифон — толстый, тонкий, трубчатый или четковидный —расположен в центре, эксцентрично или прижат к наружной стенке раковины.

В качестве примера приведем описание рода Endoceras. Класс головоногие моллюски. Подкласс наружнораковинные. Надотряд эндоцератоидей. Род Endoceras.

Раковина крупная, ширина 7 см, длина изучаемого обломка раковины 31 см. Поперечное сечение овальное. Поверхность раковины кольчатая. Перегородки вогнутые, расположены часто.

Перегородочная линия прямая. Длина воздушных камер около 1 см. Сифонные трубки широкие, длинные. Сифон толстый, трубчатый, приближен к наружной стенке раковины. 3. Рассмотреть раковину аммоноидей и определить:

1)является ли раковина сильнообъемлющей, среднеобъемлющей или необъемлющей;

2) характер лопастной линии (гониатитовый цератитовый, аммонитовый тип). Объяснить, как возникает лопастная линия.

4. Изучить следующие роды аммоноидей: Goniatites, Ceratites, Virgatites, Phylloceras, Simbirskites, Baculites.

В тетради зарисовать раковины аммоноидей и дать их описание по нижеприведенной схеме:

1) общая форма раковины (обычно спиральнозавернутая в одной плоскости, завернута с двух концов, иногда по нисходящей

спирали и т. д.);

2) размеры раковины (общий диаметр, ширина раковины);

3) раковина сильнообъемлющая, средне- или необъемлющая;

4) высота и форма поперечного сечения оборота (поперечное сечение оборота высокое, низкое, широкое, узкое; форма поперечного сечения овальная, удлиненно-эллиптическая, сердцевидная

и т. д.);

5) скульптура поверхности раковины, ребра и характер их ветвления, бугорки, шипы.

6) строение лопастной (перегородочной) линии, ее особенности.

В качестве примера приведем описание аммонита рода Phylloceras. Надотряд аммоноидей. Род Phylloceras. Раковина спиральнозавернутая в одной плоскости. Диаметр 5,2 см, ширина 1,3 см. Сильнообъемлющая. Поперечное сечение оборота высокое, удлиненно-эллиптическое. Раковина скульптурирована. Скульптура состоит из тонких радиальных ребрышек. Лопастная линия аммонитового типа. Седла и лопасти расчленены и имеют вид сложного листа.

Самостоятельная работа. Познакомиться с общей характеристикой и систематикой типа членистоногие, с общей характеристикой класса трилобиты.

Занятие 11. Изучение класса трилобиты. Знакомство с родом Eurypterus класса скорпионообразные.

О б о р у д о в а н и е: лотки с набором родов класса трилобиты, образцы рода Eurypterus, линейки.

1. Рассмотреть панцирь трилобита, найти его составные части:

1) головной щит. На головном щите найти центральную выпуклую часть — глабель; боковые части — щеки, глаза, щечные углы. Отметить наличие или отсутствие линии лицевого шва;

2) туловищный щит, имеющий членистое строение (отметить, как заканчиваются края члеников);

3) хвостовой щит (обратить внимание на осевую часть и характер края хвостового щита).

2. Изучить следующие роды трилобитов: Olenellus, Paradpxides, Olenus, Asaphus, Illaenus. 

Сделать в тетради рисунки спинного панциря и дать описание трилобитов по нижеприведенной схеме:

1) длина пайциря трилобита;

2) головной щит (относительная величина головного щита, очертание — полукруглый, трапециевидный, передняя часть щита заострена и т. д. Формы щечных углов округлые, приостренные, вытянуты в виде шипов). Глабель (форма глабели, степень выпуклости, хорошо или плохо выражена, сохранила ли следы членистости). Глаза (форма, относительные размеры, расположение — приближены к глабели, к наружному краю, расположены посередине щек). Наличие или отсутствие линий лицевого шва,как они проходят.

3) туловищный щит, количество члеников, их относительные размеры, характер наружных концов члеников (округлые, заостренные, заканчиваются шипами);

4) хвостовой щит (его относительные размеры — маленький,по размерам близок к головному, больше головного щита). Хорошо или плохо выражена осевая часть, сегментирована или нет. Характер наружного края щита — ровный или имеет шипы;

5) наличие или отсутствие скульптуры на панцире, или его составных частях.

В качестве примера приведем описание трилобита рода Olenellus. Класс трилобиты. Отряд многочленистые. Род Olenellus. Длина панциря 16 см. Головной щит крупный, полукруглый с короткими щечными углами. Глабель четко выражена, цилиндрической формы, шарообразно вздута впереди, имеет три поперечные борозды. Глаза крупные, серповидной формы, почти примыкают к глабели. Линии лицевого шва отсутствуют.

Туловищный щит состоит из 15 члеников. Передние членики длинные, к задней части туловищного щита постепенно становятся более короткими, заканчиваются отогнутыми назад шипами. Третий членик на концах имеет наиболее длинные отогнутые назад шипы. Хвостовой щит имеет форму длинного шипа. Скульптурные украшения отсутствуют.

3. Познакомиться со строением панциря Eurypterus из класса скорпионообразных, зарисовать его и дать описание.

Самостоятельная работа. Познакомиться с общей характеристикой и систематикой типа плеченогие, класса беззамковые брахиоподы, класса замдовые брахиоподы.

Изучить геологическое распространение главнейших групп

беспозвоночных.

Занятие 12. Изучение типа плеченогие. Знакомство с геологическим распространением главнейших групп беспозвоночных.

О б о р у д о в а н и е: лотки с ископаемыми плеченогими, линейки.

1. Рассмотреть раковину брахиоподы (лучше всего из отряда Spiriferida), отметить все элементы ее внешнего и внутреннего строения.

При ознакомлении с наружным строением раковины найти:

1) спинную и брюшную створки (на брюшной створке —синус, на спинной — седло);

2) макушки (клювообразные выросты);

3) арею (ровную, и площадку под макушкой);

4) дельтириум (треугольное отверстие для выхода ножки);

5) ушки.

Определить характер поверхности раковины, отметить, гладкая она или скульптурирована.

При рассмотрении внутреннего строения раковины найти:

1) замок, состоящий из бугорков, расположенных по обе стороны дельтириума на краю ареи брюшной створки и ямок —на спинной створке;

2) отпечатки мускулов;

3) замковый или смычной, край (отметить, имеются ли специальные известковые выросты на спинной створке, служащие для поддержания рук).

2. Изучить следующие роды брахиопод:

Класс беззамковые: Obolus. Класс-замковые: Orthis, Pentamerus, Gigantoproductus, Rhynchonella, Spirifer, Terebratula. Сделать их зарисовки в тетради и дать описание по схеме:

1) общая характеристика раковины (размеры, ширина, длина в см; вещественный состав — раковина хитиново-фосфатная, обычно темно-коричневого цвета или известковистая; очертание раковины — раковина округлая, овальная, вытянутая в ширину и т. д.; соответствует ли длина смычного края наибольшей ширине раковины);

2) характеристика брюшной створки (кривизна — выпуклая,вогнутая, плоская, коленчатая и-т. д.; макушка — хорошо или плохо выражена, сильно или слабо завернута; ушки — отчетливо или слабо обособлены; арея — хорошо или плохо выражена, ровная или изогнутая; отверстие для выхода ножки — отсутствует или имеется в виде дельтириума, желобка или отверстия, проделанного в макушке; синус — хорошо или плохо выражен, глубокий, мелкий, широкий, узкий);

3) характеристика спинной створки (кривизна — выпуклая,вогнутая, плоская; относительная величина спинной створки, по размерам близка к брюшной или меньше; макушка — хорошо или плохо выражена, сильно или слабо завернута; седло—хорошо или плохо выражено, высокое, низкое, широкое, узкое);

4) скульптура (поверхность раковины гладкая или скульптурирована в виде радиальных складок, ребер, концентрических струек, морщинок, сетчатого орнамента, шипов);

5) внутреннее строение раковины (содержит ли раковина замок и элементы замка: зубы — бугорки и зубные пластины на брюшной створке, ямки на спинной; имеются ли приспособления для поддержки рук: крючки, петли, спирально завернутые ленты на спинной створке). 

В качестве примера приведем описание брахиоподы рода Spirifer. Класс замковые. Род Spirifer. Ширина раковины 4,8 см. Длина раковины 3,2 см. Раковина известковистая округло-треугольного очертания, вытянута в ширину. Длина смычного края соответствует наибольшей ширине раковины. 

Брюшная створка выпуклая с хорошо выраженной среднезавернутой макушкой. Ушки отчетливо обособлены, имеется дельтириум. Синус глубокий, довольно широкий. 

Спинная створка выпуклая, меньших размеров, чем брюшная. Макушка выражена слабо, не завернута. Седло выражено хорошо, высокое и широкое. 

Раковина покрыта радиальными ребрами и концентрическими струйками (морщинками). На внутренней стороне раковины виден замок, состоящий из бугорков, зубных пластин, расположенных на брюшной створке и ямок на спинной. К внутренней стороне створки прикреплены спирально свернутые известковые ленты конусовидной формы, служащие для поддержания рук.

3. Изучить таблицу геологического распространения беспозвоночных (табл. 2) и определить, какие группы беспозвоночных

Таблица 2

были распространены наиболее широко в палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры.

К о н т р о л ь н ы е  в о п р о с ы

1. Назвать роды палеозойских фораминифер, кайнозойских фораминифер. Дать их краткую характеристику.

2. Перечислить осадочные породы, сложенные раковинами фораминифер.

3. Назвать осадочные породы, возникшие за счет скопления известковых скелетов колониальных кораллов.

4. Когда появились и вымерли представители подкласса хететид?

5. Назвать род подкласса хететид. Дать общую характеристику подкласса хететид.

6. Когда появились и вымерли представители подкласса табуляты?

7. Назвать представителей подкласса табуляты и дать их краткую характеристику.

8. Когда появились и когда вымерли представители подкласса четырехлучевые кораллы?

9. Назвать представителей подкласса четырехлучевые кораллы и дать их краткую характеристику.

10. Назвать представителей пластинчатожаберных моллюсков и дать их краткую характеристику.

11. Когда появились первые представители наутилоидей и эндоцератоидей?

12. Назвать роды наутцлоидей и эндоцератоидей и дать их краткую характеристику.

13. Когда появились и вымерли аммоноидей?

14. Назвать роды аммоноидей и дать их краткую характеристику.

15. В каком направлении шла эволюция аммоноидей?

16. Когда появились и вымерли трилобиты?

17. Назвать представителей класса трилобиты и дать их краткую характеристику.

18. Когда появились брахиоподы?

19. Назвать представителей брахиопод и дать их краткую характерис

Источник: http://www.npu.edu.ua/!e-book/book/html/D/ipgoe_kf...


Советуем к просмотру

Релиф адванс свечи цена
Подтяжка грудей ботоксом в израиле
Массаж простаты г. нефтеюганск
Задача массажа при гипертонии
Катаракта-это паразитарное заболевание
Нужны ли витамины для глаз с лютеином